Стела «Ломоносов-город воинской славы»
3 ноября 2011 года город Ломоносов был удостоен высокого звания города воинской славы. В городе, удостоенном этого звания, устанавливается памятная стела. В Ломоносове она была открыта 8 мая 2015 года в сквере 300-летия Ораниенбаума между Дворцовым проспектом и улицей Александровской. Сама стела представляет собой типовой проект: дорическую колонну, увенчанную гербом Российской Федерации, на пьедестале которой на бронзовых картушах размещены городской герб и текст указа Президента России о присвоении звания «Город воинской славы». Колонна установлена в центре квадратной площади, вымощенной гранитными плитами, в углах которой установлены каменные тумбы. На тумбах размещены барельефы c изображениями из военной истории города.
И если архитектурный проект монумента является типовым, то его наполнение решается каждым городом самостоятельно. Главной задачей здесь является отбор наиболее важных сюжетов военной истории города, которые были бы достаточно выразительными и демонстрировали, что город по праву заслужил высокое звание. За разработкой сюжетов Администрация Ломоносова обратилась в Краеведческий музей г. Ломоносова. Сотрудниками музея были разработаны сюжеты, из которых были отобраны наилучшие. Они и заняли свои места на памятнике.
Расположенные в хронологическом порядке они раскрывают основные вехи военной истории Ораниенбаума — Ломоносова.
Барельеф «1711 год — основание Ораниенбаума» с фигурами Петра Великого и основателя Ораниенбаума А.Д. Меншикова, держащего в руках свиток с изображением дворца и парка.
На барельефе «Отечественная война 1812 года» представлены погрудные изображения начальника Петербургской и Новгородской дружин ополчения А.А. Бибикова и уроженца Ораниенбаума генерал-лейтенанта А.Б. Фока. Между этими изображениями под городскими воротами проходит колонна возвращающихся из похода войск. Такая картина – не более чем символический образ триумфа. В реальности ворота были возведены только через полтора десятилетия. В левом верхнем углу можно заметить изображение воздушного шара Франца Леппиха - неудачного проекта управляемого воздушного корабля, который немецкий механик предложил императору Александру I. Мастерская Франца Леппиха с октября 1812 года находилась в Ораниенбауме.
Два барельефа угловых тумб посвящены морской истории Ораниенбаума. Первый барельеф повествует о пребывании в Ораниенбауме в 1792-1796 гг. Морского кадетского корпуса. На нем помещены изображения Большого Меншиковского дворца, в котором размещался корпус и портреты его выпускников-флотоводцев: Г.И. Платера, М.Б. Берха, И.Л. Голенищева-Кутузова, Ф.Ф. Беллинсгаузена, П.А. Колзакова.
Второй барельеф «Покорители моря – флотоводцы и исследователи XIX век» представлен портретами А.И. Круза, П.Ф. Анжу, И.И. Хатикова, М.И. Ратманова и С.К. Грейга.
О событиях Крымской войны (1853-1856) напоминает барельеф «Основание движения сестер милосердия». В нижней его части помещено изображение сестры милосердия, оказывающей помощь раненому. В углах симметрично расположенные портреты учредительницы Крестовоздвиженской общины сестер милосердия великой княгини Елены Павловны и главного врача общины и её фактического руководителя известного хирурга Н.И. Пирогова. Великая княгиня Елена Павловна была владелицей Ораниенбаумского дворцового имения и после окончания войны сестры поправляли свое здоровье в Ораниенбауме.
Отдельный барельеф посвящен воинским частям, квартировавшим в XIX в. в Ораниенбауме лейб-гвардии Волынскому и 147-му Самарскому пехотному полкам. На барельефе помещены изображения полковых знамен, полковой церкви Спаса Преображения 147-го Самарского полка и колонны войск.
Важное место занимает барельеф, рассказывающий об Ораниенбаумской стрелковой школе. На него помещены изображения здания школы, портреты последнего её начальника Н.М. Филатова и связанных с ней известных конструктор-оружейников: С.И. Мосина, В.Г. Федорова, Ф.В. Токарева и В.А. Дегтярева. На полигоне ораниенбаумской стрелковой школы проходила испытания знаменитая мосинская трёхлинейка образца 1891 года и других образцов стрелкового оружия.
Тематически связан с ним барельеф, посвящённый Первой Мировой войне. Обращает внимание на изображение Манежа. В 1916-ом здесь в Ораниенбауме состоялся смотр первой в мире роты, вооружённой автоматическим стрелковым оружием. Также представлено изображение трехколесного бронеавтомобиля конструкции начальника Офицерской стрелковой школы Н.М. Филатова.
Центром барельефа, посвящённого Великой Отечественной войне, является схематичное изображение Ораниенбаумского плацдарма, сыгравшего большую роль в обороне Ленинграда.
Наступление 2-й Ударной армии с Ораниенбаумского плацдарма началось 14 января 1944 гг. Навстречу ей с Пулковских высот двигались части 42-й Армии И.И. Масленникова. В районе Ропши они соединились, уничтожив петергофско-стрельнинскую группировку противника. А 27 января 1944 Ленинград был полностью освобожден от блокады. В 1981 году Ломоносов был награждён орденом Отечественной войны I степени.
Современности посвящены два барельефа. Первый - «Спасение на море XX век» с изображением гидрокостюма и подводной лодки. Специалисты аварийно-спасательного отряда НИИ Спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ ВМА, расположенного в Ломоносове принимали участие во всех основных аварийно-спасательных операциях новейшего времени.
Наконец, последний барельеф под девизом «Присяге воинской верны» отражает тематику локальных военных конфликтов современности и участие в них воинов-интернационалистов.
Несмотря на то, что стела довольно молодой объект, она стала одной из архитектурных доминант города, заметным объектом, вызывающим неизменный интерес у всех посещающих Ораниенбаум. Благодаря удачному расположению на возвышенности в парковой зоне стела привлекательна для фотосессий.
Каким же образом используется этот памятник музеем в своей работе? Ожидаемо, что он стал пунктом остановки в ходе автобусных экскурсий по Ораниенбаумскому плацдарму и пешеходных экскурсий по улицам города. Особенно это важно для организованных групп солдат и матросов срочной службы тех воинских частей, с которыми сотрудничает Краеведческий музей г. Ломоносова. Барельефы позволяют построить на их основе рассказ.
Стела также является отправной и конечной точкой квеста «Улицы героев». Сам квест представляет собой игру по станциям, в которой могут принимать участие до 10 команд из 5 человек. Основной аудиторией квеста являются подростки и молодежь. Команды двигаются по маршруту, выполняя задания в точках остановки. Обязательным условием прохождения является фотографирование на каждой точке маршрута и предоставление сделанных фотографий координатору. Победу одерживает та команда, которая лучше всего выполнит задания и быстрее пройдет весь маршрут. Наличие барельефов делает стелу не только точкой сбора участников квеста, но и позволяет создать достаточно большое число заданий, что делает её центральным пунктом всего соревнования.
Таким образом, выполнение задания администрации привело к созданию объекта, активно используемого в повседневной деятельности музея.