Top.Mail.Ru
top of page

Мастер-классы и курсы по живописи как музейный продукт для любителей изобразительного искусства

Современное развитие интернет-технологий и медиа-пространства требует от музеев новых вариантов взаимодействия с аудиторией. Причём сегодня речь идет не только о молодёжной аудитории, привлечь которую в музей для Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р.Кызласова было первоочередной задачей буквально два года назад. Благодаря «Пушкинской карте» ситуация поменялась: старшие школьники и студенты сегодня охотно посещают музей не только во время мероприятий, но и с целью знакомства с постоянными экспозициями. Между тем музеем всё больше интересуется старшее поколение — родители и бабушки юных посетителей. Часто задают вопросы, нет ли интересных локаций для взрослых посетителей?

Разработать музейный продукт для самой широкой возрастной категории и стало нашей задачей при внедрении в работу художественных мастер-классов и курсов живописи. Отметим, что практика проведения мастер-классов на крупных музейных мероприятиях (фестивалях, открытии художественных выставок и новых экспозиций, благотворительных акциях) у нас имелась. Мастер-классы по росписи деревянной игрушки, созданию ёлочных украшений и декоративных композиций, рассчитанные на детскую аудиторию, проходят с целью дать возможность взрослой аудитории полноценного участия на основной площадке праздника. Накануне новогодних торжеств мы дополнили данное направление художественными занятиями и разработали два новых мастер-класса «Доисторический эстампаж» и «Рисуем заиньку». С начала 2023-го года приступили к разработке обновляемого цикла курсов акварельной живописи на площадке Виртуального Русского музея по темам «Торопим весну», «Акварельное лето», «Плоды и фрукты Хакасии».

Для нашего музея это совершенно новое направление работы, ставшее возможным благодаря сотрудничеству с Русским музеем и интересу наших постоянных посетителей к выставкам местных художников и известным живописцам, приезжающим из других регионов. О том, как началась такая работа и первых её результатах пойдёт речь далее.

Кто нас об этом просил?
Конечно, наши посетители. Буквально на первом же мастер-классе «Рисуем заиньку». Помнится, купила его семья из 4 человек, и мама двух сыновей в возрасте 19 и 4 лет высказала мнение, что подобные занятия были бы особенно полезны... их бабушке 65 лет. Позже освоить акварельную технику захотелось 42-летней маме девочки-подростка, а компания дам в возрасте 35-40 лет настаивала на частных уроках живописи по выходным (возраст женщин-участниц указан исключительно с целью наглядно показать разновозрастной состав аудитории). Все эти предложения поступили организаторам в течении одной недели работы мастер-класса. Впрочем, мы и сами на тот момент имели возможность оценить спрос на новый продукт, когда в первый день было куплено билетов на 900 рублей, во второй — на 1 750 рублей, а третье занятие пополнило кассу на 2 800 рублей. Так же стало очевидным, что дополнительные затраты учреждения на проведение занятий акварельной живописью составили не более 200 рублей (стоимость пачки бумаги для акварели). Все остальные расходные материалы — краски, кисти, карандаши, малярный скотч — в музее имелись в наличии.

Первые уроки и неудачи
Первым и неудачным с «экономической» стороны вопроса опытом оказался мастер-класс «Доисторический эстампаж». С точки зрения художественных образов и музейной направленности — создать оригинальную реплику доисторических животных, запечатлённых на песчанике первобытными художниками — он казался безупречным. Однако, желающих создать трафаретный эстампаж гуашью среди участников фестиваля «Тёплые встречи» в тот день не нашлось. Анализируя первый опыт проведения художественного мастер-класса, мы увидели следующие недоработки при его организации: недостаточную активность при анонсировании нового продукта в соцсетях, расположение локации на втором этаже и визуальную «некрасивость» одноцветного изображения на картоне. Если учесть всё это в дальнейшей работе, то мастер-класс «Доисторический эстампаж» можно будет сделать популярной локацией у посетителей. Поэтому подробно расскажем об его содержании.

Петроглифы — выбитые или нанесённые краской на природные камни изображения — являются важной частью историко-культурного наследия Хакасии, ценнейшим источником, который позволяет составить представление о путях развития деятельности и мировоззрения древнего человека. Время создания таких изображений в Хакасии начинается с V — III тысячелетиями до н. э. и заканчивается началом XIX века н.э. Среди сюжетов наскальных изображений — погребальные и рунические надписи, изображения древних божеств, мифические персонажи, рисунки с реалистичными изображениями животных и тамги (родовые знаки принадлежности имущества) скотоводов-кочевников. К мастер-классу для детей школьного возраста мы подготовили анималистические изображения животных. Участником предлагалось создать трафаретный эстамп гуашью. Напомним, эстампаж — особый вид графики, в основе которой лежит оттиск изображения. Основное отличие данного жанра от литографии и типографского оттиска заключается в том, что эстамп делается художником лично, а каждый такой оттиск уникален, поскольку возможны любые авторские дополнения. Для оттиска мы отобрали несколько уникальных изображений реально существующих и отображённых на известных хакасских петроглифах животных — лося, верблюда, лошадь, козерога и буйвола — подготовили и вырезали их из пластика. В качестве расходных материалов для мастер-класса использовались картон, гуашь белого и коричневого цветов, поролоновая губка, кисти круглые № 3 и № 1, линейка, нож для резки бумаги, баночки для смешивания краски и клей для картона. При работе сначала наметили на картоне карандашом линии сгиба, с помощью которых эстамп можно будет повесить на стену. Затем смешали в отдельной баночке белую и коричневую гуашь для получения основного цвета. Расположив на картоне подготовленные трафареты (на выбор участника), губкой нанесли основной цвет. Чистым коричневым цветом обвели контур изображения и добавили декоративные элементы — растушевку, брызги, закрашивание боковых сторон эстампа. После просушивания отстригли лишние участки картона по краям, сделали надрезы по линиям сгиба и аккуратно согнули картон. Клеем закрепили уголки эстампов, подписали авторство в правом нижнем углу. Таким доисторическим животным можно украсить комнату или поставить на письменном столе.

Как рисовали «заиньку»
Мастер-класс по акварельному скетчингу «Рисуем заиньку» оказался более популярным у посетителей музея в период длинных новогодних выходных, совпавших с зимними каникулами школьников. На популярности мастер-класса, помимо «милоты» названия, сказалась и привязка его к наступающему Году Кролика (Кота) по Восточному календарю. За две недели января его посетило более 40 человек. Задумывался мастер-класс как занятие для детей школьного возраста, но благодаря большому количеству просмотров и активному анонсированию его в соцсетях, записалась разновозрастная аудитория от 60 до 4 лет. Получившимися зайцами участники оказались довольны, хотя подготовка у всех их была разной. Стоит отметить, техника акварельного скетчинга представляет собой быструю зарисовку с элементами акварельной живописи и графики. Для мастер-класса нам потребовались: бумага для акварели плотностью не менее 200 мг./кв.м., набор акварельных красок, карандаш простой, кисти круглые № 3 и № 1, клячка для стирания, малярный скотч, баночки для воды, черный и белый линеры (подходят гелевые ручки). На занятиях сначала проговаривалось, что по Восточному гороскопу наступающий 2023-й год будет Годом Чёрного (голубого) Водяного Кролика (Зайца, Кота). Символ года представлялся древним китайцам милым, домашним, добрым, умным и дипломатичным животным, а участникам предлагалось нарисовать портрет серого заиньки, поскольку зайцы и кролики — друзья. Для референса и вдохновения можно было выбрать любой из понравившихся вариантов, подготовленных организаторами или нарисовать собственный сюжет. Рисунок сначала наметили карандашом на листе бумаги. Прежде чем начать работать акварелью, бумагу зафиксировали на поверхности стола (планшета) малярным скотчем. Краску наносили несколькими слоями и разными техниками — по сырому, по сухому, заливкой и мазками, в зависимости от навыков рисования каждого участника. После высыхания подчеркнули контуры линерами и завершили работу авторской подписью в правом нижнем углу. Рисунок предлагалось дополнить любыми декоративными элементами, а дома вставить скетч в рамку и украсить им свою комнату, чтобы заяц-кролик дольше радовал автора художественного произведения.

Курсы акварельной живописи на площадке Виртуального Русского музея
Международный и межрегиональный просветительский проект «Русский музей: виртуальный филиал» работает в Хакасском национальном краеведческом музее им. Л.Р.Кызласова с 2017 года. Благодаря такой современной площадке, посетители музея имеют возможность познакомиться с крупнейшей в России коллекцией изобразительного искусства. Любителей живописи и современного изобразительного искусства в Хакасии множество. Наш музей успел это оценить по высокой посещаемости художественных выставок, которые постоянно проходят в музее и привлекают самую разнообразную аудиторию — школьников, студентов, коллекционеров, учёных, преподавателей, представителей бизнеса и креативных индустрий...

После успешного опыта по проведению мастер-класса акварельного скетчинга мы решили запустить новый формат работы с посетителями музея — обновляемую серию курсов акварельной живописи по темам «Торопим весну», «Акварельное лето», «Плоды и фрукты Хакасии». Серия занятий, по нашим предположениям, поможет участникам лучше освоить основные навыки работы с акварелью и расширит кругозор наших посетителей в области изобразительного искусства. Каждый курс запланирован продолжительностью до 5 занятий по 2 часа, включающих в себя экскурсию-рассказ об истории акварельной живописи и известных художниках-аквалеристах, подготовленную на материалах Виртуального Русского музея, и практическое занятие акварельной живописью. Для офлайн-курсов также предусмотрена информационная поддержка в онлайн-формате — запись онлайн-занятия продолжительностью до 15 минут размещённая на музейных пабликах и в соцсетях в виде подкастов и самостоятельного контента.

Первый курс акварельной живописи «Торопим весну» включит в себя 5 практических занятий. На первом занятии участники разберут особенности спектральных и ахроматических цветов в акварельной живописи, сочетаемость спектральных цветов между собой. Попрактикуются в растяжке серого цвета и заливке акварелью. Потренируются в нанесении линии кистью. Каждое следующее занятие будет посвящено ботанической иллюстрации, где участники выполнят акварельные работы «Магнолия» (в технике свободной заливки), «Камелия» (с построением и прорисовкой структуры цветка, «Тюльпан в каплях росы» (в свободном фантазийном стиле) и «Ирисы» (в многослойной технике с применением маскировочной жидкости). По времени курс «Торопим весну» будет работать с февраля по май 2023 года. Курс живописи «Акварельное лето» включит в себя пейзажную и архитектурную зарисовки, натюрморт с ракушкой и морской сюжет. Запланирован он на период с мая по август. Курс «Плоды и фрукты Хакасии» полностью посвятим рисованию с натуры. Участники изобразят натюрморты с овощами, фруктами и ягодами в технике многослойной живописи акварелью.

Подводя предварительный итог проведённой работы, можно сделать вывод о вполне успешном начинании, которое вносит разнообразие в работу музея, привлекает интерес посетителей и не требует серьёзных затрат на организацию. Дополнительным бонусом для участников становится не только знакомство с экспонатами и впечатление от посещения музея, но и возможность создать и забрать на память художественное произведение, созданное своими руками. Конечно, при подготовке такой программы требуется компетентность организатора. Для чего можно привлечь к сотрудничеству профессионального преподавателя художественной школы или практикующего художника. Также немаловажную роль играет дружелюбие и лояльное отношение к успехам и навыкам участников: ведь некоторые из них могли до этого ни разу не держать в руках кисти. Тем не менее, на наш взгляд мастер-классы и курсы по живописи вполне можно рекомендовать для работы как качественный музейный продукт для любителей изобразительного искусства.

bottom of page