Top.Mail.Ru
top of page

Интерьеры павильона Катальная горка после реставрации

Павильон Катальной горки находится в живописном пригороде Санкт-Петербурга — г. Ломоносове, до 1948 года носившего имя Ораниенбаум, на территории парка, ныне входящего в состав Государственного музея-заповедника «Петергоф».

Судьба ораниенбаумских дворцов не похожа на судьбу дворцов в Пушкине, Петергофе и других императорских резиденций в пригородах Санкт-Петербурга. Избежавшие разрушения в годы Великой Отечественной войны и сохранившиеся в первозданной своей красоте, дворцы Ораниенбаума требовали реставрации, а не полного воссоздания. Реставрация затянулась на несколько десятков лет.

Катальная горка была построена итальянским архитектором Антонио Ринальди на территории, так называемой Собственной дачи императрицы Екатерины II. Он создал в парке не одно сооружение в стиле рококо, нигде в России больше не представленном. В летнее время со скатов Катальной горы длиной 270 метров можно было съезжать на специальных колясочках с высоты третьего этажа. До наших дней скаты не сохранились, они были разобраны в конце XIX века вместе с колоннадой, окружавшей их.

После Великой Отечественной войны в павильоне проводились экскурсии. В 1990-годы вновь потребовалась реставрация. Вначале были отреставрированы фасады. Окончание этого этапа работ было ознаменовано праздником. Как вспоминает хранитель павильона Т.О. Королева, состоялось торжественное открытие павильона с участием губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко. Это был настоящий праздник, во время которого играл оркестр, запускались воздушные шары, вокруг павильона разбрасывались апельсины (символ города «апельсинового дерева»), увенчавшийся банкетом.

Павильон решили показывать посетителям, посчитав, что гостям музея будет интересно взглянуть на внутренние интерьеры, подготовленные для реставрации. Казалось бы, нонсенс — показать посетителям, как объект выглядит перед реставрацией: картон на полу, зафиксированная специальной бумагой краска на стенах, фрагменты расчисток. Их не смущала плесень, обнаруженная специалистами при обследовании, пыль, поднимающаяся при посещении объекта, которую невозможно было не заметить на солнце, со всех сторон проникающим в павильон. Им нравилось. Они поднимались по центральной лестнице, смотрели макет горок, между прочим, первых в мире, ставших прообразом «американских горок» и далее уже по винтовой лестнице, визитной карточке архитектора Ринальди, оказывались в достаточно просторном зале, к которому примыкали еще два миниатюрных кабинета. Они с удовольствием гуляли по обходным галереям и любовались видами в смотровые бинокли.

После этого павильон был закрыт для посещения. Многие жители города, наверное, и не надеялись увидеть отреставрированный павильон, во всяком случае, автор эти строк принадлежала к их числу, когда в июне 2022 года павильон был открыт для посетителей после многолетней реставрации.

В сентябре 2022 года автор оказалась впервые в отреставрированном павильоне. Наконец-то, увидела, еще и успела за 15 минут до окончания работы павильона для индивидуальных посетителей. Макет гор, коляски с подробным описанием механизма подъема, оружие — все, что интересовало посетителей на экскурсии, ответы на вопросы, они теперь могут получить, даже посетив музей самостоятельно.

Когда оказываешься в залах павильона, то хочется в тишине созерцать красоту, наслаждаться рокальными мотивами, поднимать голову и видеть небо, трельяжные сетки с листьями аканта, а пастельные тона делают постройку легкой и воздушной. Виды из окон павильона также неповторимы. Неслучайно в XIX веке гости приезжали сюда созерцать заход солнца, так как лучшего места в окрестностях Санкт-Петербурга для этого было не найти, даже виды с Елагина острова уступали ораниенбаумским.

Фигурки из мейсенского фарфора украшают Фарфоровый кабинет, они прославляют победы России в Русско-турецкой войне 1768 — 1774 годов и были выполнены специально по заказу Екатерины II. Оценить красоту павильона в полной мере могут не все. Нужно настроить себя на восприятие стиля, чтобы прочувствовать и понять необходимость сохранения подобных памятников архитектуры, а не только сетовать о том, почему не воссоздали еще и скаты. Пол из искусственного мрамора, применяемого А. Ринальди, отреставрирован, и по стеклянным настилам экскурсант совершает движение по павильону. Нужно быть осторожным — довольно скользко и еще, если павильон будет заполнен даже допустимым по правилам количеством посетителей, в полной мере насладиться осмотром у вас не получится.

После посещения павильона Катальной горки в памяти остаются не бытовые предметы — кухонная печь с огромным вытяжным колпаком или бутафорские фрукты, а впечатление от убранства внутренних интерьеров. Дети, равно как, хочется думать, и взрослые, надолго запоминают макет горки в цокольном этаже и фигурки, украшающие Фарфоровый кабинет. Если вы остановите взгляд и затаите дыхание от восторга, вы не раз вспомните моменты созерцания красоты павильона Катальной горки в ораниенбаумском парке. Ведь это и есть искусство!

bottom of page