Аля Кузнецова — победительница Конкурса музейных репортажей, проведенного центром «Музейный опыт» в 2023 году. Призом в конкурсе стала поездка, в рамках которой Аля побывала в Олонце и в Учме. По следам поездки появились еще два репортажа, один из них — перед вами.
30 января 2024 года Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков им. Н.Г. Прилукина отметил 65-летний юбилей. В 1959 году основой коллекции и первой выставки стали этнографические свидетельства культуры и быта карелов-ливвиков XIX-XX века, которые собирал Николай Григорьевич Прилукин — олончанин, краевед, этнограф и энтузиаст музейного дела.
В материале на сайте Национальной библиотеки Республики Карелия упоминается, что Николая Григорьевича очень уважали олончане, называли его «Дедушка Музей», ценили всё, что Николай Григорьевич делал в музее и для музея. «Вспоминает один из посетителей музея: «Он водит нас по залам, рассказывает о музее. На первый взгляд, это обычный экскурсовод. Но вслушайтесь внимательнее в речь Николая Григорьевича. Вещи оживают в его рассказе. Для него это не просто «музейная редкость», это его «родное детище». Еще бы! Ведь весь музей – дело его рук».
К юбилею музея сотрудники сделали подарок себе и всем посетителям — выставку «Если бы дома заговорили...». Это рассказ о жизни нескольких домов в Олонце, в том числе о здании, в котором сейчас расположен музей.
В 1994 году он получил статус национального, а имя основателя и первого директора Н.Г Прилукина музею присвоено в 1999 году. Сейчас Олонецкий национальный музей — единственный в Карелии, где можно услышать ливвиковский диалект карельского языка: в музейном театре, например.
Мне посчастливилось побывать в Олонце дважды — на юбилее и раньше — весной 2023 года. Об этой поездке и будет небольшая история.
До Олонецкого музея из Москвы можно добраться по-разному. Я выбрала маршрут Москва-Петрозаводск-Олонец, чтобы проехать часть пути на машине: начать знакомство с местом издалека. До Петрозаводска на поезде, оттуда — 2 часа почти от озера до озера, через сосны и низкое огромное небо.
Музей стоит в историческом центре города, на полуострове в месте слияния рек Олонки и Мегреги. Когда-то здесь была Олонецкая крепость, которая не сохранилась, потом двор Олонецкого воеводы, а в 1872 году тут построили дом купцы Куттуевы. Позже здание стало домом для музея.
Летом музей утопает в зелени, а у гостей есть приятная — и редкая! — «музейная» возможность посидеть в музейном дворике. Деревянная беседка появилась на территории музея в 2023 году и быстро стала любимым местом встречи горожан. Здесь можно поиграть в настольные игры, в теплое время года можно проводить мастер-классы, читать или угощаться чаем с калитками. У коллег есть кулинарная программа.
На фото — калитки, которые я впервые испекла как раз на таком мастер-классе. Но об этом чуть позже.
Дом, в котором живет музей, очень располагает к неспешности. Деревянные лестницы, небольшие помещения, много дневного света и воздуха. На первом этаже — кабинеты директора и сотрудников, ткацкая мастерская, музейная библиотека, фонды, служебные помещения.
На втором — экспозиция, которая состоит из двух частей: «Формула крепости» об истории Олонецкого края от неолита до XVIII века и историко-этнографическая экспозиция «Карелы-ливвики». Также здесь есть зал для временных выставок.
Экспозиция «Формула крепости. Вера, война и деньги в жизни Олонца XVII–XVIII веках» появилась в музее в 2021 году как один из результатов трёхлетнего российско-финляндского проекта «ИнтерАктивная история». Авторы концепции — создатели музейного бюро «Solarsense» Андрей Рымарь, куратор, музейный проектировщик, и Ксения Филатова, дизайнер.
Как рассказывает Ирина Романова, директор музея, сначала коллеги планировали обновить существующую экспозицию «Карелы-ливвики», но после большой работы с фондами и архивными материалами, родилась идея создания новой экспозиции параллельно с существующей.
«Формула крепости» состоит из трех смысловых блоков — залов, и в каждом музейные предметы и истории отвечают на вопросы «Как верить?», «Как зарабатывать?», «Как воевать?». Тексты в экспозиции даны на русском и на ливвиковском наречии карельского языка. В каждом зале есть технологии и приёмы, которые помогают лучше представить жизнь и гений места, судьбы и быт людей, живших здесь.
В первом зале — приглушенный свет и интерактивные витрины с регулируемым звуком. Освещение в витринах дает возможность зрителю постепенно знакомиться с предметами, а дополнительные эффекты — со звуками природы, музыкальных инструментов, голосами параллельно с рассказом о них. Экспозция устроена так, что можно смотреть и слушать самостоятельно, а вместе с рассказом экскурсовода каждая история получает дополнительный объем и звучание. Здесь история края от неолита до XVII века.
Второй зал — белый — целиком посвящен истории Олонецкой крепости. Центральная часть зала — лента событий, времени и разных вариантов судьбы жителя Олонца XVII века. Лента устроена как игра, в которой следующий шаг зависит от предыдущего. Каждый вариант жизненного пути сопровождается историей или музейными предметами, связанными с этими историями. Интересно открывать дверцы, не зная, что ждет за каждой.
В третьем зале — большой деревянный макет Олонецкой крепости, который можно рассматривать не только «анфас», но и в зеркальном отражении «вид сверху». В отражении получаются хорошие фотографии, поэтому такой ракурс часто можно видеть на снимках гостей музея. Кроме макета, в зале на стенах и в напольных витринах с выдвижными ящиками представлены разные предметы, связанные с укладом жизни олончан XVII века.
Мы ходили по музею вместе с Ириной Романовой, я расспрашивала о предметах, которые воодушевляют, поддерживают, придают сил или рождают размышления.
В Белом зале мы говорили про …гвоздь.
«…Это часть крепости, которую никто из нас никогда не видел. Все слышали про нее — Олонецкая крепость, много про нее написано, а когда я вижу гвоздь, понимаю, какой была крепость, какие были люди. И у нас прекрасное будущее с таким гвоздями (смеется)».
На контрасте со светлыми и современными залами «Формулы крепости» по-другому воспринимается экспозиция «Карелы-ливвики». Здесь все традиционно и соответствует привычному устройству краеведческого музея. Мне показалось, что как будто вынесенные за скобки новой экспозиции, предметы и истории в этих залах помогают лучше понять место и представить людей.
Здесь Ирина рассказала про тарантас и кокошник, расшитый жемчугом.
«Тарантас сделан в Олонецком уезде. Не каждый маленький музей может похвастаться таким предметом — большим и хорошо сохранившимся транспортным средством. Когда-то наши мастера продавали их в Санкт-Петербург. Я люблю этот тарантас, потому что с ним связаны мои первые детские «музейные» воспоминания».
«Здесь речной жемчуг нашей реки Мегреги. Когда я смотрю на этот кокошник, думаю о том, каким колоссальным терпренем, трудолюбием, спокойствием обладали женщины наши олонецкие. Все это собрать! Тут еще крупный жемчуг, а у нас в фондах есть кокошник, на котором совсем-совсем мелкий. Иногда в минуты своего гневного волнения (смеется) прихожу сюда и любуюсь кокошником, думаю про наших предков, успокаиваюсь. Красота неописуемая. Это бесценный предмет».
Кулинарный мастер-класс
В мой весенний приезд в музей коллеги только-только начинали кулинарную программу, и предложили мне сделать калитки с картофелем. Начинку приготовили заранее, а тесто для сканцев — шариков из ржаного теста, которые потом раскатывают — можно было сделать самой. Во время мастер-класса Людмила Туттуева, экскурсовод Олонецкого национального музея, рассказывала о традиции выпекания калиток, о самих калитках, их видах, об утвари, которая нужна для приготовления.
Я впервые сделала несколько калиток и потом с удовольствием их съела.
Олонецкий музей удивляет не только гостеприимством, коллекцией и калитками. В отдельном зале — «Купеческом доме Карельского Морозца Паккайне» живет новогоднее настроение: больше 1000 елочных игрушек, новогодние елки, гирлянды, маски. Игрушки очень удобно рассматривать — они подвешены к потолку на тонкой леске и образуют очень нежный «дождь» из елочных игрушек. Когда на улице жарко, в мастерской можно вспомнить про снег и мороз.
В ткацкой мастерской музея ткут этнографические копии ковриков, салфеток и другого текстиля из коллекции музея. Мастерская появилась в 2002 году в рамках проекта «Ткацкая мастерская Паккайне» для местных жителей — здесь олончане могли обучаться ткацкому ремеслу. Сейчас в мастерской можно заказывать домотканые коврики, полотенца и салфетки.
За один день я посмотрела весь музей, приготовила калитки и побывала на спектакле. В музее действует музейный театр, актеры которого готовят зарисовки или постановки на карельском языке. Я попала на комедию по мотивам книги «Кюльмил» Владимира Брендоева, рассказов Василия Фирсова и Дмитрия Спиридонова. Спектакли идут с синхронным переводом на русский язык, но на ливвиковском наречии карельского языка его смотреть гораздо интереснее, даже если непонятно. Приятно было видеть среди зрителей родителей с детьми. Коллеги говорят, что среди олончан немало тех, кто радеет за сохранение языка — говорят на нем дома, приходят на все спектакли, учат сами и обучают детей.
Мое путешествие в Олонецкий музей было недолгим. Есть повод вернуться — я не видела еще одну площадку, этнографическую. В деревне Большая Сельга — дом и придворовое хозяйство карелов-ливвиков. Здесь ежегодно 2 августа проходит традиционный праздник Ильин день, который музей готовит за компанию с местными жителями.
Кажется, что в Олонецкий музей можно возвращаться: увидеть временные выставки — у музея большие планы на сотрудничество с коллегами; посмотреть, как развивается музейный дворик; как меняется музейная сувенирная лавка (такие планы тоже есть); увидеть спектакли; снова попробовать калитки и почувствовать дом, в котором живет и дышит музей.
Ирина Романова:
«С самого начала музей стал для меня не только местом работы, но и домом. Я чувствую каждый его шорох. Особенно по вечерам, когда я тут одна (смеется) и не боюсь.Тут скрипят все половицы, двери могут открываться. Но мне здесь очень хорошо. И сотрудникам своим все время говорю, что важно относится к музею, как к дому. Чтобы быть гостеприимными и помнить про детали».
Я запомню эту поездку не только впечатлениями о музее и знакомством с коллегами, но и музейными сувенирами. Во время прогулки по залам музея, я обратила внимание на цитаты в Белом зале — те самые, которые описывали разные сценарии жизни олончанина XVII века. Мне показалось, что эти короткие, иногда смешные, ироничные и очень современные цитаты, могут стать основой для открыток или надписей на текстиле. Поделилась идеей с Ириной Романовой, и тут все завертелось. Уже через пару месяцев мне подарили открытки из пробного тиража, а еще через некоторое время в музее появились отличные сувениры ручной работы от мастерской АММА.
Comments