Top.Mail.Ru
top of page

"Невербальный музей". Записи ридинг-клуба

Обновлено: 22 июл.

В 2024 году состоялись три встречи ридинг-клуба, посвященные коммуникации и восприятию, происходящим в музее помимо слов. 18 апреля:



Ирина Суханина специально для клуба читала текст «Правила "игривого" музея"», созданный на основе практики Музея Манчестера и декларирующий необходимость и эффективность игры для познания и развития ребёнка. На 30 страницах своих «правил» коллеги также говорят о том, каких правил стоит придерживаться музею, чтобы игра вошла в его жизнь и стала важной формой взаимодействия ребёнка с пространством и содержанием музея.



Анастасия Воронцова выбрала для клуба рекомендации по коммуникации в работе с невербальными детьми от сообщества Special Educational Needs and Disabilities (Специальные образовательные потребности и ограничения, SEND), разработанные для музеев, а также статью «Образование в музее с помощью перформативных телесных практик и игры» – о том, как вовлечение посетителей в диалог на телесном уровне помогает превратить их из пассивных наблюдателей в активных участников процесса.







Ирина Кельнер рассказывала об исследовании игровых, прикладных и телесных практик в докторской диссертации «Свобода исследовать музей» Нэнси Оуэнс Реннер (Калифорнийский университет в Сан-Диего). На протяжении нескольких лет автор исследовала, как дети 8-12 лет вовлекаются в изучение объектов в процессе взаимодействия с объектами в естественно-научном музее, и анализировала как высказывания, так и жесты, позы, направления взглядов, прикосновения, перемещения в пространстве и множество других практик познания, применяемых детьми в музее.


23 апреля:





Елена Кондрашина расскажет о тексте «Картографирование музейного пространства: вербальная и невербальная интерпретация в публичном художественном музее».  В этом эссе авторы обращаются к концепции ментальных пространств и смешения и предлагают ее наглядное применение в художественном музее. Объектами исследования стали аудиопрезентации, посвященные картинам, скульптурам и декоративным артефактам, выставленным в Художественном музее Кливленда. 



Юлия Каттин перевела статью «Музей во плоти: как музеи воспринимают тело посетителя?». Музеи всё лучше понимают роль и место посетителей, и это приводит к изменениям в структурах этих учреждений и в том, что они предлагают. Как устраивать экспозиции с учетом разнообразия телесного опыта посетителей,  с учетом многообразия и могозначности разных каналов восприятия? Автор статьи - Гирек Зео, культурный медиатор, сотрудник государственной службы города Фужер, соавтор ряда университетских курсов, посвященных заботе и телесному подходу, создатель новостных рассылок "В сторону заботливого музея"


Полный перевод статьиГирека Зео:



Юлия Нежид подготовила обзор материала «Как музеи работают на посетителя без слов» (How Museums Do Things Without Words). Эта работа была написана в рамках симпозиума, на котором рассматривались способы, с помощью которых художественные музеи взаимодействуют с посетителями. Текст фокусируется на том, как использование произведений искусства в музейных экспозициях влияет на восприятие и понимание искусства, а также как это влияет на общественные и исторические функции музеев. Также в частности, рассматриваются иллокутивные (выражающие намерение) и перлокутивные (воздействующие на адресата) акты невербальных сообщений, которые могут использоваться кураторами для создания определенных эффектов в сознании посетителей.


27 июня:



Елена Кондрашина читает статью "Сенсорный сторителлинг", написанную Сэм Боуэнн, мамой девочки с особыми образовательными потребностями и редактором сайта, посвященного работе музеев с людьми с особыми образовательными потребностями. В этой статье Сэм кратко знакомит с основными принципами общения без слов и объясняет, какие первые шаги музеи могут сделать в этом направлении.





Юлия Мачевская прочитала для нас статью Димитры Кристиду и Пальмиры Пьерро "Искусство, прикосновение и создание смысла: анализ мультисенсорных интерпретаций в музее". Как замечают авторы, запрет на прикосновение и развитие восприятия, опирающегося на визуальное, распространились в музеях по мере того, как их коллекции открывались для широкой публики. Что могут добавить прикосновения и восприятие в движении к тому, как мы понимаем искусство? Авторы провели исследование на выставке "Форма вечности" норвежской художницы Асс Тексмон Риг, где согласно замыслу куратора и художницы тактильное знакомство со скульптурами поощрялось. Как тактильное взаимодействие влияло на интерпретацию этих произведений?




Екатерина Щербакова-Торчилевская познакомила с главой из книги 'Дизайн опыта' Ксавьера Акарина и Барбары Адамс (Experience Design, Xavier Acarin and Barbara Adams, 2015). Шестая глава книги называется "Центры опыта: тела и объекты в музеях сегодня" и рассказывает о том, как менялось понимание музея, от образа "прибежища и мавзолея" до пространств для взаимодействия и сотрудничества.




Бонус: мультфильм Please don't touch , которым поделилась слушательница клуба Юлия Гареева. Он иронично показывает музей, как "страшное место".



Comments


bottom of page