«Что такое быть бережным к наследию? К предметам и смыслам? Будет ли то, что кажется бережным сохранением предмета ученому-этнографу, выглядеть так же в глазах представителя культуры происхождения? Что увидит в экспозиции ребенок, а что - тот взрослый, с которым он пришел? Надо ли "выпускать наружу" разные видения и понимания приходящих в музей людей и как сделать, чтобы они не конфликтовали?Третью часть кураторской сессии "Как быть бережным" мы назвали «Музей и наследие. Как видеть больше». В ней мы только частично смогли приблизиться к ответам на перечисленные выше вопросы, и каждый из участников наверняка задал себе и окружающим множество других вопросов. Но как будто вопросы - как раз тот инструмент, который позволяет нам расширять свою оптику и настраивать слух.», – говорит Ирина Кельнер, участник кураторской группы VI Музейного форума по детским программам.
Мы уже делились видеозаписями двух первых встреч цикла про бережность – «Как быть бережным – к себе» и «Как быть бережным – к другому». Сегодня мы приглашаем вас посмотреть запись третьей части – «Музей и наследие. Как видеть больше».
Важной частью сессии, посвященной поискам ответа на вопрос, как видеть больше, стало исследование и обсуждение участниками экспозиции Музея истории религии. Этот разговор предварила небольшая презентация о том, как прояснять предметы в диалоге, в текстах и без слов, а также небольшое упражнение: как объяснить, что такое тот или иной музейный предмет, инопланетянину?
В видеозаписи мы зафиксировали начало разговора с Ириной Кельнер 23 ноября 2023. Затем кураторы VI Музейного форума по детским программам – Полина Фищенко, Юлия Поцелуева и Ирина Кельнер предложили участникам перейти к практической части встречи: пристальнее взглянуть на оформление экспозиций в Государственном музее истории религии и изучить тексты и музейные этикетки в залах «Япония и Китай», «Индия» и других. А после поделиться друг с другом своими предположениями и ответами на следующие вопросы (которые могут пригодиться многим для исследования любого музея):
1. Исходя из каких позиций, установок, ценностей создавали экспозицию, с какой позиции и каким языком написаны тексты?
2. Подумайте, кто мог создавать эти тексты, когда это было. Попробуйте описать «портрет» того, кто это сделал (выберите значимые характеристики: например, гендер, возраст, образование, вероисповедание, принадлежность к той или иной культуре или другие характеристики)
3. Для кого написаны эти тексты?
* Выберите значимые характеристики посетителей, на которых рассчитана эта экспозиция (например, гендер, возраст, образование, вероисповедание, принадлежность к той или иной культуре или другие характеристики)
* К каким аспектам самоидентификации посетителя обращается этот зал/эта экспозиция?
* На какие потребности может отвечать эта экспозиция, а какие потребности и каких групп здесь не могут быть реализованы?
4. Что можно изменить?
Выберите две или три потребности, которые не могут быть реализованы (из предыдущего пункта). Что можно изменить в этой экспозиции, чтобы она стала отвечать этим потребностям?
Например:
* тактильный опыт
* звук
* цвет и свет
* дополнительные материалы
* мультимедиа/ аудиогид/ игра
Желаем интересного исследования!
Также приглашаем к просмотру и прослушиванию вебинаров, посвященных теме музейных текстов, которые прошли после форума:
Кураторская группа форума:
Полина Фищенко – куратор форума в 2023 году, менеджер образовательного отдела Самарского филиала Третьяковской галереи.
Ирина Кельнер – куратор программы показов в рамках VI Форума по детским программам, редактор онлайн-журнала «Музейный опыт», куратор Профессионального клуба «Музейный опыт».
Юлия Поцелуева – руководитель ЦСИ «Музейный опыт».
Если у вас есть мысли и вопросы по этой теме, приглашаем обсудить их в чате «Музейного опыта» в телеграме и попробовать поискать ответы вместе с коллегами. Также в чате можно поделиться впечатлениями о просмотре видеозаписи лекции.
Проект реализован ЦСИ «Музейный опыт», победителем конкурса по приглашению благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Comentários