Автор: Ирина Кельнер, редактор журнала,
директор по коммуникациям фестиваля "Детские дни в Петербурге"
Может ли живопись быть процессом коллективного творчества?
Занятие по созданию коллективной художественной работы я наблюдала в Детском музее Креавива — обучающем пространстве при Центре Пауля Клее. Прежде, чем рассказывать о занятии, следует сказать несколько слов о самом Креавива. Он занимает в здании Центра Пауля Клее отдельное крыло и объединяет в себе интерактивное пространство и учебные мастерские, идеально оборудованные для творчества. В существовании детского музея при «взрослом» прочитывается некоторый мемориальный посыл: Пауль Клее сам был прекрасным учителем и теоретиком образования, оставившим нам «Педагогические записки» и интереснейшие конспекты лекций в школе Баухаус. Основатели обоих центров, Профессор медицины Морис Мюллер и его дочь Жанин Эби-Мюллер, таким образом, придают большое значение работе детского музея.
Команда Креавивы действует самостоятельно, но при этом строит работу, ориентируясь на выставочные планы Центра Пауля Клее. Это значит, что каждые три месяца меняется как предложение для групп, так и само пространство Креавивы. К каждой новой выставке «взрослого» музея — а его экспозиция регулярно полностью сменяется, поскольку картинам Клее нельзя долго находиться на свету, — Креавива предлагает свою интерактивную «интерпретацию». Девиз Клее «думающий глаз» здесь получает как бы дополнительное расширение — благодаря той игре смыслов, которую затевают на выставках педагоги. Свою цель они видят в том, чтобы предложить всем посетителям, от мала до велика, открыть в себе и развивать творческое начало, и благодаря собственному опыту более качественно воспринимать то культурное наследие, которое нас окружает.
Я застала выставку «Пять друзей Пауля Клее» в «большом» центре и выставку «Пять друзей Клее: точка, линия, цвет, знак и форма» в Креавиве. И если художественная выставка предлагала находить параллели между работами Клее и его окружения в разные годы — здесь были собраны Кандинский, Брак, Арп, Пикассо, Марк, то интерактивная в очень наглядной и ненавязчивой форме исследовала визуальный язык, которым пользовался художник. Посетителям предлагались разного рода «конструкторы» - поле с черными и белыми шариками или цветные «точки» с магнитами, из которых можно собирать свои композиции, кубики с цветными гранями, выкрашенные краской ветки деревьев, вырезанные в форме различных знаков кусочки фетра — каждый такой набор располагался рядом с большой репродукцией одной из картин Клее, и здесь же лежали книги и материалы, которые помогают осмыслить те или иные аспекты его живописи: круги цветовой совместимости, каталог орнаментов и знаков разных культур, пособие по геометрическому моделированию природных образов, смешная книга-раскраска про кота, цветовые пазлы, настольные игры с цветами и формами... Такой «опытный», «тактильный» способ общения с живописью, как мне кажется, сам по себе является медиацией. Здесь нет живого посредника (вернее он есть, в «снятом» виде — это создатели выставки), но каждый имеет возможность получить собственный, уникальный опыт размышления и исследования, приводящий не к безусловным истинам, а к личным смыслам и переживаниям.
Вход на такие интерактивные выставки всегда бесплатный, на них можно проводить сколько угодно времени. Для команды Креавивы важно сделать средства и язык искусства одинаково открытыми для дошколят и подростков, для тех, кто недавно переехал в Швейцарию и неуверенно себя чувствует в немецком языке и для людей с особыми потребностями. Например, тематические занятия Открытой студии бесплатны для беженцев и тех, кто ищет в Швейцарии политического убежища (для обычных семей такие занятия стоят 40 франков), а по выходным в Студии 5 франков можно создавать свои арт-объекты из предложенных материалов, в предложенной технике, с помощью простых инструкций — достаточно опустить 5-франковую монетку в коробку.
В нескольких просторных стеклянных боксах, расположенных вдоль интерактивной выставки, практически непрерывно идут мастерские для школьных групп. Они обычно предполагают небольшую экскурсию по выставке в Центре Пауля Клее, но с какой-то конкретной целью, помогающей выполнить задачу мастерской. Например, я присутствовала на занятии по созданию коллективных абстракций, выполненных в смешанной технике. На составленных в одну длинную полосу столах было разложено единое «полотно» из картонок размером А3, склеенных между собой. Занятие проводил художник Доминик Вирт — музей активно привлекает современных художников и независимых арт-медиаторов для мастерских. Сперва Доминик собрал пришедших в мастерскую старшеклассников, чтобы объяснить им план занятия и проговорить правила сотрудничества, затем показал первый шаг — как положить грунт. На каждом этапе мастерской Доминик сперва собирал учеников вместе, чтобы показать им очередной прием, а затем подростки рассаживались за столы и добавляли новые элементы с помощью показанной техники. Полотно было единым, однако у сидящих по соседству в распоряжении был конкретный общий участок, и нужно было по ходу дела договариваться, какие именно краски и паттерны на нем сейчас появятся.
Выход на экспозицию состоялся в тот момент, когда «полотно» представляло собой фон из нескольких слоев фактур — по нему прошлись валиком, приложили напитанную краской марлю, сделали отпечатки с помощью «пузырчатой» упаковочной ленты... Чтобы двигаться дальше, краска должна была подсохнуть, а Доминику нужно было немного рассказать о формах в работах Клее. Таким образом, впечатления от выставки появлялись как раз в тот момент, когда, помимо динамики цветов и фактур, пора было создавать собственно композицию.
На выставке мы провели меньше получаса — Доминик подвел нас к паре работ, и, насколько я успела понять, разговор был о том, что Клее начинал с академического рисунка, а также о том, как можно несколькими простыми линиями передать сюжет. Затем дети вернулись в мастерскую и в несколько следующих этапов закончили работу. Сразу после этого, естественно, было сделано несколько коллективных фотографий, а затем произошел еще один трюк: картонки разъединили, и получилось порядка 12 отдельных работ. Сказать по правде, я не совсем поняла, по какому принципу их разобрали дети — ведь почти каждый из них оставил след не на одной, а на нескольких картонках. Но никаких споров или конфликтов не возникло, и все участники мастерской, кажется, были довольны результатом. Я ни за что не взялась бы оценивать качество этих работ. Но они не выглядели беспомощными.
Уже после этого занятия я узнала, что каждый (!) урок подготавливается после разговора с учителем конкретного класса. Сотрудники или фрилансеры Креавивы получают от учителя запрос, о чем нужно провести занятие - например, про маски. Или про геометрические формы, или про цвет... Напомню, что экспозиция в Центре Клее сменяется каждые три месяца, поэтому, даже если запросы учителей повторяются, занятие все равно придется выстраивать заново - под конкретные картины, которые можно сейчас показать, и те изобразительные техники, которые при этом будут уместны.
Как пояснил Доминик, на занятие пришел «слабый» класс. Как в Германии или в Голландии, в Швейцарии лет в 12 дети пишут тесты, на основании которых идут либо в более «продвинутые» гимназии, либо попадают в школы с самым базовым курсом. Вот из такой «базовой» школы и были подростки, что оказалось для меня неожиданностью — весь класс был, в основном, сосредоточен на работе, никто не строил каверз, не шумел... Сложно сказать, станет ли кто-нибудь из этих школьников когда-либо заниматься изобразительным искусством. Но с помощью техник современной живописи им была предложена удобная и работающая схема коллективного взаимодействия, и это, несомненно, навык, который пригодится в жизни не раз.
Comments