Top.Mail.Ru
top of page

«Кодекс музейной этики – практический подход». Встреча Профессионального клуба «Музейный опыт»

30 марта 2023 в 16.00 в Российском этнографическом музее. Необходима предварительная регистрация. Этические кодексы существуют во многих профессиях и сферах деятельности. В первую очередь мы вспоминаем о кодексах психологов, медиков, журналистов, тех специальностей, где добросовестность в решении этических вопросов – важнейший из критериев профессионализма. Однако сегодня и крупные бизнес-корпорации, и маленькие некоммерческие объединения формулируют собственные кодексы этики. Первый этический кодекс для музеев был принят в 1986 году. С тех пор он дважды менялся, а скоро будет предложена очередная, четвертая редакция. Влияют ли сформулированные в этом документе положения на то, как строится работа в музеях? Каким образом эти, довольно общие, тезисы могут превратиться в рекомендации к практическим действиям? На встрече Профессионального клуба «Музейный опыт» мы будем говорить о том, как ценности и принципы, сформулированные в этическом кодексе, помогают принимать решения в конкретных ситуациях из музейной практики.


Модератор встречи: Алексей Григорьевич Бойко. Спикеры: Михаил Борисович Гнедовский, Юлия Аркадьевна Купина, Юлия Владимировна Глазырина, Милена Николаевна Третьякова, Юлия Вячеславовна Веретнова.


Темы докладов:


Михаил Гнедовский

Информация о деятельности Постоянного комитета по этике ИКОМ. Зоны ответственности музея: попытка картирования. В настоящее время готовится новая редакция Этического кодекса ИКОМ. С чем связан пересмотр предыдущей версии? Каким образом ведется работа над новой редакцией? Этический кодекс иногда воспринимают как закон или свод правил, однако у этого документа несколько иные задачи. Попробуем разобраться, какие.


Юлия Веретнова «Кодекс этики музейного работника» как «обязательный» документ. Опыт адаптации текста Этического кодекса ИКОМ к реалиям российских музеев. В 2015 – 2016 годы рабочая группа, образованная сотрудниками ГБУК г. Москвы «Московский центр музейного развития» подготовила по запросу Управления музейно-выставочной работы Департамента культуры города Москвы разработала документ «Кодекс этики музейного работника». За основу документа был взят Этический кодекс ИКОМ для музеев. «Кодекс этики музейного работника» был предложен в качестве обязательной основы (базового документа) для индивидуальных кодексов этики отдельно взятых музеев, находящихся в подчинении Департаменту культуры города Москвы.


Милена Третьякова

Кодекс в критической ситуации!? В России музейный кодекс не является "настольной книгой" музейного специалиста. Так же как и основные законы, он составлен по принципу "разумности" и о нем вспоминают в "критической ситуации". Что это за ситуации и всегда ли он применим. Все ли "учитывает" кодекс и насколько он актуален сегодня, вернее, насколько мы можем обеспечить соответствие заявленным в нем формулам.


Юлия Глазырина

Этические ориентиры. Несколько ситуаций из музейной практики, в которых захотелось внимательно прочитать Кодекс музейной этики ИКОМ. Все положения этического кодекса носят рекомендательных характер и не является нормативным документом для российских музеев. Но в нем есть позиции, с которыми в музейной практике приходится сверяться. И есть положения, следовать которым можно только проделав предварительную работу по осмыслению деятельности собственного музея. Например, что значит для краеведческого музея коллекция как совокупность первоисточников? Какую информацию следует считать конфиденциальной? Чем определяется политика коллекционирования в музее? Юлия Купина Этические вопросы в работе с этнокультурным наследием – опыт Российского этнографического музея.

Этнокультурное наследие требует деликатного обращения и особой этики использования, правовой защиты. Это своеобразная лакмусовая бумажка, которая проявляет зрелость общества на пути удовлетворения своих собственных потребностей и уважения потребностей других.


О модераторе:

Алексей Григорьевич Бойко - кандидат искусствоведения, доцент. Главный специалист по музейно-образовательной деятельности Русского музея. Автор многочисленных публикаций об отечественном искусстве XX-XXI веков, по проблемам музейной педагогики и социокультурной роли музея. Доцент кафедры дизайна Санкт-Петербургского университета. Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства.


О спикерах:



Михаил Борисович Гнедовский Доцент Московской высшей школы социальных и экономический наук (Шанинки), член постоянного комитета по этике ИКОМ, автор и редактор перевода Кодекса этики ИКОМ на русский язык.













Юлия Вячеславовна Веретнова Заведующий Литературным музеем Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук (с 2020 года). Участник экспертной группы по приему «Архива В.В. Набокова» переданного Международным обществом Владимира Набокова Институту русской литературы в 2021 году. Автор проекта «Море писателей». Начальник экскурсионно-выставочного отдела Музейного агентства Ленинградской области (2017 – 2020). Начальник отдела музейных проектов Московского центра музейного развития (2014 – 2016). Участник рабочей группы по разработке «Кодекса этики музейного работника» для музеев и выставочных залов Департамента культуры города Москвы (2015 – 2016). Научный сотрудник Вологодского государственного музея-заповедника (1999 – 2014). Член Международного совета музеев ICOM с 2020 года.



Милена Николаевна Третьякова


Историк, музейный специалист. Заместитель директора Зоологического института РАН по музейной работе. Руководитель рабочей группы по разработке концепции Музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» (2013-2019). Автор концепции Детского центра «#ЗнайЧитай» Российской государственной детской библиотеки (Москва; 2019). Автор проекта «Говорим с детьми о блокаде» (2014-2017). Директор Международного Санкт-Петербургского культурного форума (2014). Директор фонда «Наследия» Императорского фарфорового завода (2012-2014). Ученый секретарь ГМЗ «Павловск» (2006-2012). Научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера) (1995-2012).



Юлия Владимировна Глазырина Заместитель директора по развитию Пермского краеведческого музея. Курировала создание Музея пермских древностей и работу единственной в России Детской палеонтологической конференции (с 2010 года). Автор и руководитель проектов «Открой пермский период!» и «Добро пожаловать в Антропоцен!». Приглашенный куратор V Всероссийского форума по детским, подростковым и семейным программам, который состоялся в Санкт-Петербурге в ноябре 2021 года. Член Президиума ИКОМ России.



Юлия Аркадьевна Купина Этнограф, кандидат исторических наук, директор Российского этнографического музея. Выпускник исторического факультета СПбГУ и Института Гетти (США), Академии Музея Виктории и Альберта (Великобритания). Эксперт ЮНЕСКО по программе устойчивого развития музеев в странах СНГ. Руководитель Ассоциации этнографических музеев и коллекций России, координатор Секции арктических музеев СМР, член Президиума ИКОМ России, член Консультативного совета по вопросам межнациональных и межрелигиозных отношений при Губернаторе Санкт-Петербурга. Один из разработчиков модельного стандарта муниципальных краеведческих музеев и координатор всероссийского туристического маршрута «Многоликая Россия».


Организаторы встречи:

Центр социальных инноваций «Музейный опыт» (создан Некоммерческим партнерством «Центр развития музейного дела», победителем конкурса по приглашению благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина), ИКОМ России и Российский этнографический музей.


Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page