В июле 2021 года Ассоциация детских музеев в сотрудничестве с Knology выпустила четвертый том масштабных Отчетов о трендах. Это исследование посвящено тому, как пандемия коронавируса повлияла на работу детских музеев, как музеи адаптировались к меняющейся ситуации. Большинство сведений получены от американских музеев, но в опросах участвовали и музеи из других стран.
Уже осенью 2020 года большинство музеев (81 из 96) сообщали, что за время пандемии нашли новых партнеров и начали с ними какие-либо новые направления работы (в среднем у музеев образовалось по 2-3 таких инициативы).
Партнерство с культурными институциями
Больше половины музеев (54%) отметили, что они создали новые партнерства с учреждениями культуры или расширили существующие. В отчете приводятся два примера подобного сотрудничества.
Музей “Здание для детей” и Исторический музей в Эпплтоне начали инициативу “Музеи в движении: адаптивные инструменты для взаимодействия с сообществом”, нашедшую большой отклик и поддержку. Они предложили не виртуальные, а вполне “рукодельные” активности в наборах, которыми дети могут пользоваться дома. В каждом наборе - инструкции и материалы для шести проектов: три от исторического музея и три - от Здания для детей. Среди них - возможность изучить историю Гарри Гудини, эксперименты с графитовыми решетками, создание мини-роботов.
Кроме того, Здание для детей во время пандемии провело партнерские программы с Симфоническим оркестром Фокс Воллей, предложив детям онлайн-встречи “Стань перкуссионистом” и “Встречайте музыканта”. Еще в одной совместной инициативе оркестра и музея приняла также участие Эпплтонская публичная библиотека: музыканты сочиняли музыку в качестве сопровождения к тем историям, которые читали онлайн библиотекари.
Музей KidsQuest в Бельвью также предлагает наборы для домашних проектов, в сотрудничестве с целым рядом организаций: Клубом мальчиков и девочек Бельвью, Жилищным управлением округа Кинг, благотворительной организацией Jubilee Reach, библиотекой, школами и детским садом округа. Наборы включают не готовые игры, но предметы, с которыми можно играть самым разным образом, например, скакалки, портновский сантиметр, поле с шипами и аптекарские резинки. Как поясняет музей, в KidsQuest убеждены, что дети сами прекрасно знают, как им играть и от природы хотят учиться. Часть наборов через партнерские организации распространялась бесплатно. Такие наборы в партнерских программах музей предлагал и раньше, но во время пандемии расширил партнерскую сеть и сосредоточился на помощи семьям, наиболее уязвимым во время пандемии.
Вторая инициатива этого музея - подкаст “Любовь к учебе”, адресованный людям, воспитывающим детей в возрасте от 0 до 10 лет.. В нем педагоги и члены сообщества делятся советами и идеями, как семьи могут общаться с помощью игр. Многие эпизоды подкаста посвящены математике, искусству, инженерному делу.
Также KidsQuest принял участие в инициативе Tri-Museum Collaborative вместе с Детским музеем Такомы и детским музеем Imagine из Эверетта. Цель этой программы, получившей грант от компании Боинг - предоставить возможности раннего развития детям из наиболее уязвимых семей. Музеи адаптируют под новые условия и стараются расширить аудитории для своих программ, тренирующих с помощью игр навыки счета и логического мышления.
Сотрудничество со школами
Больше половины музеев отметили, что расширили или начали новые сотрудничества со школами и вузами. Среди целей назывались (перечисляем от самых распространенных к самым редким ответам): развитие контента и программ, помощь учащимся в работе по учебной программе, возможность поделиться ресурсами и информацией, взаимное продвижение - музея для учащихся и учебного заведения - для аудитории музея, популяризация определенных ценностей и установок, планирование изменений, связанных с пандемическими ограничениями, организация событий вне музея и фандрайзинг.
В отчете приводятся несколько интересных инициатив. В музее The DoSeum в Сан-Антонио, Техас, была создана передвижная выставка “Прекрасные умы: дислексия и творческое преимущество”. Она показывает, что способов обучения может быть много, что каждый учащийся уникален и этим ценен, и старается развенчать стереотипы, связанные с образованием людей с дислексией. Для этого в экспозицию включены самые разные игры, как словесные, так и пространственные, на разный возраст.
Выставка была задумана в партнерстве с организацией Celebrate Dyslexia, городским департаментом по культуре и искусству и Благотворительным фондом Элизабет Хат Коутс еще до пандемии. Но ограничения во многом повлияли на интерактивное предложение. Во многих играх, традиционно предполагавших непосредственный контакт, команде пришлось внедрить сенсоры, считывающие движение, а для аудиоисторий от людей с дислексией, делившихся своим опытом, вместо наушников были созданы звуковые купола. Интерактивная экспозиция “Читающий мозг” позволяет с помощью взаимодействия посетителей с пространством представить, как мозг реагирует на стимулы, поступающие извне: перемещения по залу считывались сенсором и транслировались на жидкокристаллические сферы, свисающие с потолка, заставляя те менять контуры и цвет изображений.
Выставка вызвала большой интерес у учителей и тех, кто работает с детьми. В рамках выставки проводились тренинги, посвященные работе с учениками с дислексией. А для детей выставка предложила опыт позволяющий лучше понять, что такое нейроразнообразие и в чем его ценность. Детский музей Ричмонда, Вирджиния совместно с Юношеской христианской организацией (YMCA) предложил дополнительную онлайн-программу после школьной, проходившей онлайн на сайтах YMCA. С понедельника по четверг сотрудники музея проводили по два часовых сета, включавших двигательную активность, образовательные элементы и возможность что-то поделать руками. Таким образом во время когда всё обучение происходило дистанционно, у детей и их семей была возможность получить более интерактивный и прикладной познавательный опыт. Как отмечают сотрудники музея, для этого им пришлось научиться оперативно адаптировать программы под разный возраст и реагировать на изменения в группах, и что этот опыт позволит им усилить те программы, которые музей традиционно предлагает.
Южноафриканский музей Play Africa, расположенный в Йоханнесбурге, начал вместе с несколькими школами, центрами раннего развития и местными сообществами программу “Лечи и соединяй”, организовав виртуальные группы поддержки для родителей, сопровождаемые социальными работниками. Музей также предлагал родителям телефон доверия, эта акция называлась “Психологическая первая помощь”. Позвонив, можно было получить эмоциональную поддержку, разного рода информацию и, в экстренных случаях, соединение с соответствующими службами.
В рамках программы родителям предлагают образовательные ресурсы и материалы, помогающие заниматься с ребенком в игровой форме.
В первую очередь программа обращена к уязвимым детям и семьям, к семьям, где есть дети с инвалидностью, с опытом миграции или с травматичным семейным опытом. Как поясняет музей на своем сайте, “Игра помогает детям находить смысл в этом мире, проживать сложные чувства и выстраивать отношения с другими людьми”.
Все эти примеры показывают, как детские музеи переосмысливают свою роль, откликаясь на потребности местных сообществ. При этом они стараются обращаться к сообществам максимально широко, адресуются не только к детям или семьям, но также к учителям, и ко всем, кто так или иначе вовлечен во взаимодействие с семьями и образованием, включая студентов рассматривающих работу с детьми как будущую профессию.
Comments