Top.Mail.Ru
top of page

Баухаус: игра, вечеринка и работа

Обновлено: 9 дек. 2022 г.

Столетие движения Баухаус отмечают в Израиле с особенным чувством. Этой художественной школой гордятся здесь не меньше, чем в Германии. Новые идеи пространства, формы, социальных отношений были невероятно популярны среди сторонников сионистского движения и строителей нового государства начиная с 1920-х гг.


Манифест Вальтера Гропиуса о новой школе строительства и художественного конструирования, которая объединит искусство и ремесло, а также решительно ликвидирует украшательство и научит ценить простоту и минимализм, увидел свет в 1919 году. Эти идеи полностью отвечали идее создания нового, светлого, функционального мира и были восприняты с большим энтузиазмом.


Тель-Авив стал тем модельным городом, где многие идеи нашли полноценное воплощение. Здесь насчитывают около четырех тысяч зданий, построенных в стиле Баухаус – так называемый Белый город внесен в список памятников ЮНЕСКО в области градостроительства.


Национальный музей Израиля в Иерусалиме, обладающий хорошим собранием искусства 1930–1950-х гг., также решил принять участие в этом международном праздновании и к летним каникулам открыл в Молодежном крыле семейную интерактивную выставку «Баухаус: наша игра, наша вечеринка, наша работа», которая будет работать около шести месяцев.


Концепция


В название выставки вынесены основные принципы Йоханнеса Иттена – одного из главных преподавателей в школе Баухаус, который определял свою деятельность через три слова: игра, работа, вечеринка. Небольшое, но энергичное сообщество преподавателей Баухауса рассматривало игровые эксперименты с разными материалами и методами как основу для педагогической деятельности, а праздничную и экспериментальную атмосферу школы – как одну из главных составляющих образовательного процесса.


На выставке в Национальном музее представлены работы Василия Кандинского, Пауля Клее, Йозефа Альберса, Лионеля Фейнингера, Ласло Мохой-Надя из коллекции самого музея, архива Баухауса и частных коллекций.

Главной идеей кураторов было возвращение к феномену детской любознательности, к тем вопросам, о которых взрослые перестают задумываться. Почему солнце круглое, а небо синее? Кто придумал фигуры? Почему перо легкое, а бетон твердый? Теми вопросами, которые волнуют детей начиная с трех-четырех лет, занимались и преподаватели, и студенты Баухауса, – называя их проблемами материаловедения и формообразования.


Реализация


Выставка располагается на двух этажах Молодежного крыла музея. Начало экспозиции – круглая в плане конструкция сложной формы, которая по замыслу кураторов должна объединить рабочие процессы и результаты образовательной системы Баухауса. Вальтер Гропиус утверждал, что «конечной целью каждой деятельности является здание». Инсталляция визуализирует этот тезис и включает основные разделы курса (написаны на полу). Посетители следуют круговому маршруту, вокруг условного здания, совершая разные игровые упражнения с формой, цветом и светом. Подобно студентам Баухауса, посетители должны вернуться к основным вопросам и сделать самостоятельные шаги по изучению теории цвета, характера формы, выбора материалов и т. д. Инсталляция сделана с учетом семейного посетителя, поэтому все здесь очень устойчиво и безопасно.


Стены вокруг объекта заняты графикой из коллекции музея с работами основателей и преподавателей Баухауса – Василия Кандинского, Йозефа Альберса, Пауля Клее. Это небольшая и самая плотная часть выставки, и она может работать самостоятельно как «аттракцион» для детей самого младшего возраста. Она автономна, и рядом есть несколько пространств для дополнительных занятий.

Те, кто постарше, могут подняться на второй этаж, где представлены три основных раздела – «Игра», «Работа» и «Вечеринка». Здесь экспонируются архитектурные ландшафты Лионеля Фейнингера, стулья Марселя Бройера и Миса ван дер Роэ, столовые приборы Марианны Брандт, куклы, костюмы, фотографии из архива Баухауса. Подлинников немного, они используются точечно, основное пространство отведено различным интерактивным модулям, где использованы современные технологии.


В разделе «Работа» основным магнитом является модуль, где можно самостоятельно конструировать игрушечную мебель и затем распечатать свой проект на 3D-принтере. Тезис Гропиуса о том, что функция определяет форму, применяется здесь на практике. Шкафчик рядом с модулем постепенно заполняется разноцветными диванами, стульями и столами.


Разделы «Вечеринка» и «Игра» собраны вокруг дивной модели здания Баухауса со встроенной анимацией, где посетитель видит постоянно меняющиеся формы. Впечатление вечного праздника дополняется архивными фотографиями и видео костюмированных спектаклей по эскизам студентов Баухауса. В этой части выставки достаточно пространства для танца, движения, игр с кинетическими конструкциями и увеличенными шахматами Йозефа Хартвига.


Современных детей больше всего притягивает трехсторонний анимационный объект Triplet работы израильских художников Н. Йосеф, Й. Коэн и И. Метрозо. В его основу положены эскизы геометрических костюмов Оскара Шлеммера к «Триадическому балету» (1922) – удивительные, ни на что не похожие конструкции, которые превращали участников спектакля в движущиеся скульптуры и диктовали характер их движений. Шлеммер менял отношения человека и пространства, синтезировал техническое и творческое и возводил форму в абсолют, доводя ее до геометрического совершенства. В анимации, которая стилистически очень напоминает работы Ивана Максимова, три цветных условных персонажа двигаются по черно-белому лабиринту, и посетитель может перенаправить их ход. Завораживающее зрелище, дети-посетители задерживаются здесь надолго.


У экспозиции нет определенного завершения, посетитель может сделать несколько кругов, снова возвращаясь к отдельным экспонатам, или уйти через открытую дверь в основную экспозицию музея. И возможно, здесь особенно хорошо видно, насколько идеи Баухауса продолжают развиваться и приспосабливаться к новым ситуациям, новым медиа и технологиям.

__________________________________


Ruth Youth Art Wing (Молодежное крыло имени Рут)


Музей Израиля в Иерусалиме – это национальный музей энциклопедического типа, одно из самых сильных собраний по истории искусства, по археологии, иудаизму и антропологии. Музей соответствует международным стандартам по доступности культурного наследия и предлагает большое количество образовательных программ для самых разных групп посетителей.


Молодежное крыло имени Рут отвечает за просветительскую деятельность и художественное образование для детей и взрослых. Отдел сотрудничает с огромным числом художников, готовит экскурсоводов, создает собственную кураторскую программу выставок, собирает свою коллекцию и имеет отдельное экспозиционное пространство. Выставки создаются по высшим музейным стандартам, с использованием основного собрания и с учетом возрастной психологии посетителей. В год этот отдел принимает около полумиллиона гостей.


Выставка работает с 9 июля 2019 года

Место: Ruth Youth Art Wing, Israel Museum, Jerusalem

Кураторы: Эли Браверман, Нoга Элиаш-Залманович


Автор: Наталия Копелянская


Музеолог, куратор, социокультурный и музейный проектировщик. Родилась в Москве, закончила РГГУ и МВШСЭН (Шанинку). Участвовала в  развитии проекта "Детские дни в Петербурге", "Семейное путешествие" в Москве и "На старт, внимание, музей!" в Перми. Со-основатель творческой группы "Музейные решения".  Координатор международных проектов музея заповедника В.Д. Поленова. Член ИКОМ России. С 2015 года живет в Израиле. Составитель сборников "Музей как пространство образования: игра, диалог культура участия" https://museumsolutions.ru/ru/publishings/52-sbornik https://museumsolutions.ru/ru/publishings/79-sbornik-2






0 комментариев

コメント


bottom of page