Преамбула
Начиная работу над манифестом, мы договорились, что ориентируемся на детей 4-11 лет. Мы долго выбирали слово, которое могло бы обозначить те ценности, на которые мы как сообщество опираемся в работе с детьми. Мы рассматривали слово “сотрудничество”, имея в виду концепции педагогики сотрудничества, и формулировали тезисы с позиций дружбы, чтобы обозначить открытость и равноправие отношений между музеем и маленьким посетителем. Мы остановились на слове “взаимодействие”, как объединяющем эти и ряд других важных для нас подходов.
Манифест о взаимодействии музея и ребенка - это первая попытка в русскоязычном музейном сообществе осмыслить и сформулировать основные ценности, принципы и подходы во взаимодействии музеев с детской аудиторией. Манифест - наше публичное предъявление этих ценностей и принципов, к которому мы приглашаем присоединиться всех музейных профессионалов, разделяющих эти установки.
Наши ценности:
-
Музей - это социальный институт памяти, который работает для каждого. Одна из важнейших целей музея - выстраивать взаимодействие широкой публики с наследием и способствовать его пониманию.
-
Дети и взрослые с детьми являются для музеев желанной аудиторией, вдохновляющей на перемены и постоянное развитие.
-
Дети имеют такое же право на наследие, как и взрослые.
-
Музеи осознают, что соблюдение равного права на наследие требует от музея дополнительных усилий, и готовы взять на себя эту ответственность.
-
Музеи понимают необходимость выстраивания особого типа отношений с детской аудитории и потребность в определении принципов и ценностей, лежащих в основе этого взаимодействия.
-
Во взаимодействии с детской аудиторией музеи разделяют следующие ценности:
-
Искренность, честность
-
Взаимное уважение и признание ценности друг друга
-
Дружелюбие, отзывчивость, открытость и гибкость
-
Ненасильственное общение*
_______________________________
*Ненасильственное общение - подход, разработанный доктором Маршалом Розенбергом в 1960-1970 годы, предполагающий, что на основе взаимопонимания и сотрудничества можно создавать открытые и искренние отношения и разрешать конфликты, приходя к совместному решению сторон. Процесс ненасильственного общения включает безоценочное наблюдение, понимание чувств и эмоций, осознание потребностей и формулирование просьбы (с готовностью получить отказ). См. Маршалл Розенберг. Ненасильственное общение. Язык Жизни. — 2018. — ISBN 978-5-906897-27-5.
Ключевые принципы:
К каждому из шести ключевых принципов ниже даны развернутые комментарии и примеры того, как принцип может быть реализован в музее посредством:
-
создания музейных продуктов,
-
организации музейного пространства
-
выстраивания коммуникации
Всё, что предпринимает музей для осуществления этих принципов, должно соотноситься с психологическими и физическими особенностями, потребностями и возможностями ребёнка.
Почему это важно для музея:
-
Одна из главных задач музея - помогать людям выстраивать значимые связи наследия семьи с тем наследием, которое сохраняет музей, и наследием в широком смысле этого слова.
-
Дети - ключевые участники в создании этих связей, мотивирующие представителей разных поколений переосмысливать и актуализировать их понимание.
-
Музей - это посредник, благодаря которому разные сообщества могут разговаривать между собой. Детство - это тот опыт, который объединяет разных людей и разные сообщества.
-
Дети - понятное связующее звено между сотрудниками музея и широкими взрослыми аудиториями.
-
Дети - важные аудитории настоящего и основные аудитории будущего музея.
-
Дети влияют на музей, являются источником вдохновения, ориентиром для развития на ближайшие годы и стимулируют это развитие.
Таким образом, выстраивая особые отношения с детской аудиторией, музей имеет шанс оставаться актуальным и востребованным, укрепить свои позиции как важного социального пространства и партнера для новых сообществ.
Мы предполагаем, что для ребенка и его близких это тоже важно, потому что музей дает возможности:
-
соотнести себя с наследием, его смыслом и содержанием, историей и культурой;
-
задуматься о самоидентификации;
-
распоряжаться своим временем;
-
проявить себя;
-
взаимодействовать с миром через игру и творчество, соприкасаться с опытом людей, живших в другое время и /или в других местах;
-
получить:новый опыт эмоционального взаимодействия и восприятия другого;
-
социальной коммуникации;
-
получить новые знания и компетенции, расширять кругозор.
Ключевые принципы
Манифеста о взаимодействии музея и ребёнка
1) В каждом ребенке музей видит и уважает личность.
-
Опыт ребенка в музее важен.
-
Есть уважение к авторской позиции ребенка.
-
Уважение к возможностям, желаниям и ожиданиям ребенка, в том числе к праву молчать и ничего не делать, просто быть.
Практическая расшифровка:
Музей ориентирован на ребенка: соотносит свой рассказ с жизненным опытом ребенка, оперирует соразмерными ребенку понятиями и фактами и предлагает те активности, которые соответствуют психологическим, физическим и физиологическим особенностям ребенка. Музей стремится быть местом для каждого: для того, кто настроен общаться или хочет побыть в тишине, для того, кто воспринимает мир по-своему, для того, кто говорит словами, жестами или не говорит совсем.
Всё, что делает музей, ориентировано на детей с разным опытом: разного возраста, носителей и не носителей языка, с инвалидностью и без, с опытом миграции и без, живущих в семье и вне семьи.
Например:
В пространстве: Понятная и легко воспринимаемая навигация, места для отдыха/переключения внимания. Доступная среда.
В программах/активностях: Задания, предполагающие разные способы коммуникации, разный уровень погружения и вовлеченности, в том числе допускающие пассивное участие. Музей стремится учитывать разный жизненный опыт и создавать пространство и программы, где будет место каждому.
В коммуникации: Честность, открытость намерений и определенность в музейном формате, детей предупреждают о том, во что предлагают включиться. Доброжелательность, терпимость, в том числе, к выбору ребенка, участвовать ли во взаимодействии.
2) Музей уважает права и ценности всех своих посетителей, включая самых маленьких, и рассчитывает на взаимное уважение с их стороны.
Музей, принимая индивидуальность и особенности личности каждого ребенка, раскрывает свою индивидуальность, свои особенности и свои ограничения.
Права музея:
-
Предлагать свои правила и настаивать на их соблюдении.
-
Требовать ответственного отношения и предотвращать действия посетителей, которые могут нанести вред музею, его коллекции и экспозиции.
-
Не знать ответы на все вопросы.
-
Права ребенка:
-
Право на игру.
-
На познание в своем ритме и по своей траектории.
-
На интерес и его отсутствие.
-
На свое мнение, волеизъявление и самовыражение.
-
На ошибки и эксперимент.
Практическая расшифровка: Музей - не универсальное развлекательное пространство, у него есть свои особенности, задачи, цели. Музей четко артикулирует свои правила, намерения и ожидания. Он предоставляет ребенку возможность выразить свои потребности и обозначить границы.
Например:
В пространстве: Все музейные пространства организованы так, чтобы ребенку было понятно, что уместно и что неуместно делать в конкретном месте и с конкретными экспонатами.
В программах/активностях: Уважая потребность ребенка узнавать новое через разные каналы восприятия, музей предоставляет такую возможность, в том числе, где это возможно, предлагает прикоснуться к некоторым объектам или познакомиться с ними в движении. Ребенку в музее предлагается совместная с другими детьми и с представителями музея осмысленная деятельность, результаты этой деятельности видны не только участникам процесса.
Музей предоставляет возможность разным способом отреагировать на то, о чем он говорит, и считает эти реакции ценными и важными.
В коммуникации: Музей открыто и дружелюбно обозначает свои правила и границы (например, во входной зоне есть веселая инфографика с правилами, или ведущий программы начинает разговор с того, что обозначает правила музея, музей понятно и доброжелательно пишет об этом на сайте и в социальных сетях).
Музей чутко относится к границам взаимодействия, комфортным для конкретного ребенка.
С ребенком в музее общаются на равных, считаются с его мнением, внимательно относятся к его размышлениям и не делают замечаний, не дают оценок. В музее ошибка - это гипотеза, которую можно проверить вместе.
3) Музей создает возможность волеизъявления и самовыражения для ребенка через вдохновляющие действия и активное вовлечение.
Это подразумевает:
-
понимание того, что потребность в самовыражении - это проявление личности ребенка;
-
заинтересованность музея в том, чтобы ребенок не боялся проявить свою индивидуальность, высказать свое мнение;
-
создание комфортных условий для самооценки и соотнесения со своим опытом;
-
уважение к авторской позиции ребенка как творца и интерпретатора;
-
возможность свободной игры, признание ее важности.
Практическая расшифровка:
Музей предоставляет возможности быть активным: делать свой выбор, проявлять себя в разных ролях, творить, интерпретировать и высказываться, проявлять инициативу.
Например:
Заметные в музее приглашения к действию и и понятные ребенку способы обратной связи.
В пространстве:
-
Предполагаются и обозначаются места, где можно активно проявить своё отношение и/или где можно по-разному себя вести.
В программах/активностях:
-
У ребенка есть выбор, и он может участвовать в постановке задачи (задача ставится самим ребенком).
-
Ребенок может стать ведущим мастер-класса/ делать что-то другое, нежели предложено музеем/ может действовать по шаблону, но музей спрашивает его мнение о происходящем/ может оставить сделанное на мастер-классе в музее в качестве арт объекта или части музейного пространства.
-
В музее можно создавать “продукты” с детскими голосами, детским авторским взглядом, в том числе, в цифровой среде, например, аудиогиды или контент в информационных киосках и/или мобильных приложениях.
В коммуникации:
-
Детские этикетки и понятные значки.
-
В музее в разных формах можно слышать детские голоса.
-
Музей стремится стимулировать и мотивировать самовыражения детей, предусматривает разные формы получения обратной связи.
4) Не только музей влияет на ребенка, но и у ребенка есть возможность влиять на музей.
Музей стремится дать ребенку чувство связи и сопричастности. "Присвоение" музея - это ощущение , когда ребенок воспринимает себя в музее своим, а не посторонним, уверенно чувствует себя в пространстве , устанавливает эмоциональные связи с музейными предметами, у него возникает желание представить что-то свое, оставить свой след. Ребенок может почувствовать, что его собственный опыт оказывается важным, становится частью чего-то большого.
У ребенка, независимо от возраста, есть возможность влиять на музей, и музей открыт к этому влиянию и относится к этому серьезно (видит в этом ценность). Музей готов делать видимым влияние ребенка.
Практическая расшифровка:
-
Музей понимает и открыто говорит о том, что детский опыт - важный источник идей для развития музея.
-
Обратная связь, полученная от детей, становится поводом для принятия значимых решений в музее. Обратная связь может быть не только вербальной или оформленной, наблюдения за действиями и реакциями ребенка - важнейший источник для анализа и принятия решений. Музею важно научиться их замечать и понимать.
-
Изменения в музее, внесенные благодаря наблюдению за детьми/ их предложениям, предъявляются как самим детям, так и родителям, и другим посетителям, вклад становится видимым.
Например:
В пространстве:
-
В экспозиции есть удобные ребенку места для обратной связи.
-
Обратная связь может напрямую влиять на экспозицию, например, ребенок предлагает поменять экспозицию или изменить маршрут посещения.
-
Маршруты, предложенные детьми, могут быть маркированы в экспозиции.
В программах и активностях:
-
Есть возможность использовать то, что сделали дети, в дальнейшей работе музея.
-
У ребенка есть возможность говорить от лица музея (например, детские аудиогиды или дни самоуправления).
-
программы, подразумевающие возможность дополнять пространство чем-то своим (например, украсить к Новому году).
-
возможность пополнить музейную коллекцию или представить на выставке семейные реликвии.
В коммуникации:
-
Наблюдение как основа коммуникации. Внимательное наблюдение за ребенком и понимание невербальной информации. Наблюдение может происходить на разных уровнях, от анализа непосредственного взаимодействия музейным педагогом до целенаправленных исследований.
-
Ребенок открывается, делится идеями и меняет состояние группы и музейных работников.
-
Ребенок может взаимодействовать и с другими посетителями, опосредованно или напрямую. Учитывается мнение ребенка, есть возможность для диалога ребенка с детьми из предшествующих групп, и его мнение могут транслировать следующим группам.
5) Музей учитывает, что обычно ребенок приходит в музей не один, и уважает сложившуюся систему отношений взрослый - ребенок. Музей дает возможность взрослым также проявлять себя в коммуникации с музеем и с ребенком.
-
Музей видит себя пространством для общения между взрослыми и детьми, понимает, что может послужить импульсом к его развитию.
-
Музей не оспаривает авторитет взрослых, проявляет деликатность и уважение к сложившимся отношениям.
-
По мере возможностей музей стремится способствовать укреплению взаимопонимания и налаживанию диалога между детьми и взрослыми, принимая во внимание разнообразие и разницу потребностей и запросов, с которыми приходят в музей взрослые и дети.
Практическая расшифровка:
-
Взаимодействие с ребенком включает в себя взаимодействие с его “главным” взрослым (тем, кто привел в музей), даже если взрослые активно не включены в программы.
-
Осознавая, что коммуникация между взрослым и ребенком влияет прямым образом на восприятие ребенком музея, его готовность включаться в диалог с музеем, музей стремится создать для взрослых комфортную и доброжелательную среду.
-
Инициатива и вовлеченность взрослых, проявленные в музее, могут стать ролевой моделью для ребенка, и наоборот.
Например:
В пространстве:
-
комфортная и поддерживающая среда как для совместного, так и раздельного пребывания детей и взрослых;
-
понятная и для детей, и для взрослых навигация и маркирование мест встречи, занятий, приема пищи и пр.
В программах и активностях:
-
семейный формат программ, предполагающий включение и детей, и взрослых;
-
совмещенные по времени программы и и разные по форматам активности для детей и взрослых (или родителей с маленькими детьми);
-
музей предлагает материалы для подготовки посещения музея с детьми, для собственно визита и рефлексии после посещения, включающие как организационные, так и содержательные аспекты (листы активности, семейные маршрутные листы, квесты, задания для совместного выполнения, планы, информационные буклеты как онлайн с возможностью скачивания, так и в бумажном виде).
В коммуникации:
-
Музейные экспозиции и предметы могут стать поводом для коммуникации между взрослыми и детьми, которая может происходить до, во время и после посещения музея. Музей поощряет и стимулирует такой диалог и обсуждение.
-
Музей проявляет уважение ко времени взрослых, которые привели детей, и готов предложить способы его качественного проведения.
6) Музей стремится не упрощать для ребенка представление о мире, показывает его в полноте, сложности и разнообразии и рассматривает себя как место диалога и пространство примирения.
-
Представляя сложность и разнообразие мира, музей признает, что экспозиция может стать источником потенциальных разногласий и конфликтов.
-
Музей понимает свою ответственность в урегулировании или смягчении конфликтов.
Практическая расшифровка:
Музей бережно относится к чувствам и эмоциям детей.
Например:
В пространстве:
-
Потенциально болезненные темы и экспонаты, негативно воздействующие на психику ребенка (чучела животных, мумии, свидетельства насилия), в пространстве экспозиции маркированы и/или о них сделано предупреждение .
В программах и активностях:
-
К подготовке программ приглашены носители разных позиций.
-
Поддерживаются форматы, предполагающие дискуссии, дебаты, обсуждения, в том числе, межкультурный диалог.
-
Инклюзивность программ.
В коммуникации:
-
Музею важно представлять разные голоса, интересы разных сообществ, разные точки зрения, понимая, что они потенциально могут вступать в конфликт.
-
Диалог, полифония и ненасильственное общение - важные принципы.
-
Музей не боится признаться, что знает не все ответы на все вопросы и не боится сам задавать вопросы.
Как присоединиться к Манифесту?
Если вы музейный профессионал, педагог или другой специалист, работающий с детьми с музеях, вы можете поставить свою подпись здесь.
Музеи и организации, занимающиеся музейной деятельностью, также могут присоединиться к Манифесту. Для этого мы просим:
1) Обсудить в организации Манифест и возможность к нему присоединиться любым способом: на методическом совете, совещании, во внутрикорпоративном чате или переписке. Согласовать подписание со всеми отделами, на деятельности которых оно так или иначе может отразиться.
2) Разместить ссылку на Манифест на сайте и в социальных сетях организации.
3) Прислать ссылку на публикацию по адресу museumandfamilies@gmail.com и запросить значок Манифеста, который также можно разместить на сайте и в социальных сетях.
4) Мы добавим вашу организацию в список организаций, поддержавших Манифест.
5) Мы будем рады, если по следам Манифеста музей напишет свое приветственное обращение к посетителям с детьми.
Свои комментарии к Манифесту можно оставить под публикацией документа в онлайн-журнале.
Над подготовкой текущей редакции Манифеста работали:
Ольга Синицына
Наталья Мачихина
Анна Михайлова
Ирина Кельнер
Нина Гладкова
Ольга Леонова
Лилия Кондрашова
Анастасия Свердликова
Благодарим также за активное участие в подготовке и обсуждении текста:
Алису Иоффе
Маргариту Атрощенко
Евгению Львову
Ольгу Шауро
Екатерину Любимову
Юлию Поцелуеву
Юлию Глазырину
Алю Кузнецову
Кристину Александрову
Всех, кто участвовал в разработке манифеста на очной сессии VI Музейного форума по детским программам и всех, кто присылал комментарии и участвовал в голосовании на этапе открытого обсуждения эскиза манифеста.
Автор иллюстраций к тезисам Манифеста - Яна Михалко.
Формулировки, помещенные под рисунками, появились у рабочей группы на одном из этапов работы над тезисами. Позднее был выбран более строгий и бережный язык, но рабочей группе показалось важным сохранить в иллюстрациях упоминание о языке дружбы, который помог сфокусировать тезисы.
Если у вас возникли вопросы, пожалуйста, напишите редактору онлайн-журнала
"Музейный опыт" Ирине Кельнер:
museumandfamilies@gmail.com
Из подписного листа: "Восхищаюсь вашим Центром, педагогами, работой, находками, творчеством, учимся у вас, смотрим и жадно впитываем исходящую от вас информацию". (Татьяна Каунова, старший вопитатель в детском саду №121)
И снова из подписного листа: "Разрабатываю и провожу экскурсии, музейные программы и просветительские мероприятия, в том числе - для детей и подростков. Уважение к посетителю, учет его возрастных особенностей, тактичность как психологические факторы влияют на развитие у него интереса к истории и культуре. Расцениваю манифест как руководство к действию". (Антонина Иваненко, заведующий научно-просветительским отделом МБУК «Городской историко-краеведческий музей г. Полярного»)
Еще один комментарий из Яндекс-формы, где мы собираем подписи: Дорогие друзья, мой комментарий-благодарность обращен к команде создателей! Огромное спасибо за то, что смогли подобрать самые нужные слова, что сформулировали и показали то, что у многих коллег горит в сердце и поддерживается личным вкладом, инициативой. Важно и ценно, чтобы этот голос звучал громче, был услышан и влиял на добрые перемены в учреждениях, где не всегда бывает просто их реализовать. С уважением и верой в счастливое детское и музейное будущее, Анастасия Стальная, методист образовательных программ, куратор проекта "Детское Царицыно.
И еще один комментарий, от Ульяны Есаревой, заведующей Детским центром Пермского краеведческого музея: "В 2013 году была опубликована Концепция будущего Детского музейного центра. В 2021 году была подготовлена новая редакция Концепции. Мнение выраженное авторами Манифеста полностью соответствует нашим взглядам выраженным в Концепции. С радостью поддерживаем Манифест!"
Делимся несколькими комментариями музейных профессионалов, подписавших Манифест. "Благодарю рабочую группу создателей Манифеста! Рада, что удалось познакомиться с такой уникальной работой на начальном этапе. Мне кажется, в Манифесте сформулированы те принципы, которые иногда кажутся очевидными, но часто забываются и даже намеренно избегаются (в том числе из-за выгорания музейщиков). Манифест - это вдохновляющий проект заряженных людей, и, я надеюсь, он продолжит стимулировать музейщиков присоединиться к сообществу профессионалов. Это реально отдушина среди бюрократии:)" (Алиса Иоффе, заведующая выставочным залом «Арт-Курорт», активная участница посвященных Манифесту онлайн и очной сессии Музейного форума по детским программам) "Очень ценен данный Манифест, так как моя работа связана с детьми. Радует ориентация музеев на детский контингент, то чего в России, по моему мнению, в данный момент не хватает. Большое спасибо Вашей команде! Удачи Вам!!!" (Ирина Суркова, педагог детской школы искусств, студентка факультета искусств и художественного образования Воронежского педагогического университета)
Спасибо большое! Очень важная и нужная работа проделана! ❤️