Top.Mail.Ru
top of page

Лаборатория «РАЗВИТИЕ АУДИТОРИИ. ТЕОРИЯ И ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ»

март-ноябрь 2019 

Фонд Потанина лого.jpg

Лаборатория, организованная Центром «Музейный опыт», действующим в рамках программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда В. Потанина, начала работу в марте 2019. В течение двух с половиной месяцев ее участники, представители 20 разных петербургских музеев, получали установочный образовательный курс: изучали различные подходы к развитию аудитории и кейсы конкретных учреждений культуры, исследовали различные формы коммуникации с аудиторией и внутри коллектива, обсуждали миссии и цели своих музеев и получали знания в области проектной деятельности.

 

Летом участники лаборатории разрабатывали идеи собственных проектов. По итогам конкурса из 13 проектов был выбран один, Творческая лаборатория «МУЛЬТ-механика» (автор - Анна Колемесина).  В январе 2020 подростки, участники «МУЛЬТ-механики», представили короткие анимационные фильмы, созданные по мотивам работ из коллекции Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков. С итогами проекта и впечатлениями участников можно познакомиться здесь.

Другие проекты, реализованные в музеях после обсуждения в лаборатории:

Детский путеводитель по Музею-квартире А. А. Блока;

Выставка «Халабуда» в Музее советских игровых автоматов.

МАТЕРИАЛЫ ЛАБОРАТОРИИ

Подробнее о проведенной лаборатории:

 

Лаборатория «Развитие аудитории. Теория и лучшие практики» - курс повышения квалификации по одноименной дополнительной профессиональной программе (72 ч).

 

Реализована в партнерстве с Научно-просветительским центром «Арт логос», осуществляющим образовательную деятельность на основании лицензии Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области 47Л01 №0002188 от 27.10.2017 г. Руководитель НПЦ «Арт логос» – д. пед. н., проф. Н.Е. Синичкина.

Определяющая характеристика лабораторий центра «Музейный опыт» – нацеленность на приобретение слушателями проектной компетентности. Внутри темы лаборатории слушатели учатся выявлять важные для общества проблемы, на которые может повлиять музей, думать над способами их решения, генерировать идеи проектов и собирать вокруг них команды. К финалу лаборатории они разработали свои проекты по ее тематике и написали проектные заявки. Один из проектов, выбранный экспертами, был реализован с помощью ресурсов Центра «Музейный опыт» и при консультативной поддержке экспертов и преподавателей курса. Процесс его реализации был открытым учебным полем для всех участников лаборатории.

Программа лаборатории

курс занятий

разработка собственных проектов по работе с семейной, детской и подростковой аудиторией

написание проектных заявок и их конкурс

реализация одного проекта как учебного в одном из музеев

icone-de-coche-orange-1.png

По окончании обучения были выданы удостоверения о повышении квалификации установленного образца.

Важнейшей составляющей миссии музея является его востребованность обществом. Решать эту задачу в контексте работы с аудиторией можно очень по-разному: исследовать существующую аудиторию, ее мотивацию и потребности, анализировать, какую потенциальную аудиторию музей может привлечь и что надо сделать, чтобы случайный посетитель стал другом музея. Развитие аудитории не ограничивается механическим увеличением посещаемости с помощью маркетинговых инструментов. Оно находится, прежде всего, в поле культурного просвещения и социокультурной работы.

 

Участники лаборатории имели возможность посмотреть на музей глазами посетителя, узнать, как подходят к развитию аудитории социологи, маркетологи и культурные проектировщики, познакомиться с примерами из российского и зарубежного опыта. Тренинги и практические задания позволили применить полученные знания к конкретной ситуации собственного музея, а проектный подход поможет уточнить цели, соотнести их с общей деятельностью музея, кристаллизовать идею, подобрать для нее ресурсы и продумать план реализации проекта.

Модули образовательного курса

  • Что мы знаем о посетителе: анализ ситуации в музее и исследование существующей аудитории.

  • Как понять, кто наша потенциальная аудитория и «непосетители».

  • Как выстраивать долгосрочные взаимоотношения с аудиторией и работать с сообществами.

  • Чем можно вдохновляться: обзор практик и инструментов.

Для кого: специалистов музеев и других учреждений культуры, заинтересованных в повышении квалификации в сфере социокультурного проектирования:

  • руководителей и сотрудников образовательных, просветительских, музейно-педагогических отделов, отделов музейного развития и т.д.;

  • руководителей и сотрудников отделов продвижения (пиар-отделов, отделов внешних коммуникаций и т.д.);

  • представителей администрации музеев, в чьем ведении находится развитие аудитории.

Преподаватели лаборатории

Анастасия Анатольевна Азбель. Кандидат психологических наук, доцент кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента СПбГУ. Эксперт федерального проекта «Школьная Лига РОСНАНО».

 

Анастасия Юрьевна Жукова. Психолог, руководитель городской программы развития интеллектуально одаренной молодежи. Соучредитель АНО «Одаренная молодежь» – победителя конкурса Фонда президентских грантов.​

 

Мария Юрьевна Заборовская. Художник, дизайнер, преподаватель, автор учебных программ по средовому и коммуникационному дизайну, мастер-классов по развитию креативных способностей. Член Санкт-Петербургского союза дизайнеров.

 

Леонид Сергеевич Илюшин. Доктор педагогических наук, профессор кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента СПбГУ и Департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ. Ведущий эксперт федерального проекта «Школьная Лига РОСНАНО».

 

​Дарья Викторовна Кононец. Менеджер культурных проектов, переводчик, преподаватель. Сокуратор проекта «АРТ-ЛАБ», координатор проектов «Восточное партнёрство» и «Культурное просвещение» в Гёте-институте в Санкт-Петербурге.

 

​Олег Вячеславович Паченков. Кандидат социологических наук. Директор Центра прикладных исследований в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Участник академических исследовательских проектов и прикладных исследовательских и консалтинговых проектов в области урбанистики.

Елизавета Алексеевна Сиомичева. Журналист, редактор, специалист по PR и коммуникациям, менеджер социокультурных проектов (Международный фестиваль короткометражного кино и анимации Open Cinema, МКФ «Послание к Человеку», Упсала-Цирк).

Члены команды Центра «Музейный опыт», принимающие участие в проведении лаборатории

Дарья Анатольевна Агапова – куратор музейной программы фестиваля CulturaFest в Хельсинки, сотрудник Ассоциации музеев Финляндии, куратор фестиваля «Детские дни в Петербурге» и Всероссийского профессионального форума «Музей и детская культура: активное участие, игра и удовольствие».

 

​Ирина Григорьевна Кельнер – директор по коммуникациям фестиваля «Детские дни в Петербурге», главный редактор онлайн-журнала Центра «Музейный опыт, журналист.

 

​Юлия Юрьевна Мацкевич – исполнительный директор фестиваля «Детские дни в Петербурге», координатор направлений «Музейное посольство» и «Музейная книжная полка» Центра «Музейный опыт». Руководитель направления музейно-проектной деятельности Ассоциации менеджеров культуры (Москва).

 

​Юлия Александровна Поцелуева – директор по развитию фестиваля «Детские дни в Петербурге», руководитель Центра «Музейный опыт», арт-менеджер и театральный продюсер. Сокуратор проекта «АРТ-ЛАБ» в Гёте-институте в Санкт-Петербурге. Куратор Школы «Инклюзион» в Санкт-Петербурге.

Yulia-Pozelueva.png

Юлия Поцелуева

куратор лаборатории

yuliapotselueva@gmail.com

bottom of page